Опубликовано: Сентябрь 13, 2010

Использование декоративных свойств материала в парковой скульптуре

   Использование декоративных свойств материала и особенностей его обработки — один из художественных резервов пластического искусства. Все чаще скульптор, работая под открытым небом, обращается к керамике, металлу, естественному камню, дереву, потому что органичнее всего вписывается в природу природное. Порой глыба камня или древесный ствол предопределяют ход творческой мысли, и скульптор лишь слегка доделывает, вносит штрих, одухотворяющий материал. Иногда вмешательство это бывает настолько деликатным, что камень или дерево продолжают оставаться простой биологической формой. Однако таких работ немного. В большинстве случаев скульптор и ландшафтный дизайнер проникаются тем особым настроением, той гармонией, которые пробуждает природа, и привносят в природные формы свое индивидуальное, творческое.

Хорошо известны пленэрные работы А. Калдера (США), его мобили. В парке калдеровское железное дерево слегка колеблется от ветра, как десятиметровый флюгер, вырастая из почвы стремительным конусом, который вбирает в себя силы земли. Сваривая камень и металл, создает анималистическую скульптуру польский скульптор Б. Хромы. Им же созданы интересные композиции из дерева.



Керамика и природный пейзаж

   По фактуре, цвету особенно близка к природному пейзажу керамика. Еще в 1971 г, на международном симпозиуме, который проходил в Вильнюсе по теме Национальные традиции в современной керамике, был поставлен вопрос: нашел ли художник-керамист свое место в окружающей среде? Здесь же подчеркивалась необходимость взаимодействия художников-керамистов с деятельностью архитекторов, дизайнеров и та мысль, что керамика есть пространственное искусство, она сестра скульптуры, ее место в архитектуре, ландшафте, В действительности современные керамисты шагнули за рамки утилитарности. Имеются прекрасные образцы садово-парковой керамики и в виде скульптурных композиций, и в виде крупных ваз. Высокой художественной культурой отличаются работы Ю. Адомониса. Это и специальная пленэрная скульптура (филины во дворе санатория курорта Друскининкай), и функциональное оборудование типа мангала для шашлыков, Известна керамика для пленэра Я. Медниеце, Н, Хакимова, Л, Шульгайте и др.

Деревянная парковая скульптура

   Широкому распространению деревянной парковой скульптуры в нашей стране во многом, пожалуй, послужил опыт Брянска. Зимой 1960 г. под резцом тогда еще молодых модельщиков завода дорожных машин И. Жданова и В. Михайлова возник старик-сказочник. Деревянная скульптура была создана из погибших деревьев Потом группа старшеклассников под руководством художника К. Могута вырезала из стволов засохших на корню деревьев персонажи русских народных сказок. Этим первым скульпторам был свойствен фольклорный примитивизм, черты народного лубка 17, Затем появилась Брянская мадонна.

Ее прообразом В. Михайлову и И. Жданову послужила работа известного итальянского скульптора Т. Брессани, посвященная подвигу Ю. Гагарина. Брессани облек свою мадонну с младенцем в сложную форму параболической кривой, напоминающую восьмерку (символ бесконечности),— мать и дитя — символ вечности бытия. Авторы из Брянска после долгих поисков, воспользовавшись только газетным фотоснимком со скульптуры Брессани, воплотили ее в дереве и создали совершенно самостоятельную работу.

О Брянском парке в настоящее время говорят как о парке скульптуры. Директор парка, автор книги Деревья не умирают В. Динабургский, писал; Природа сегодня особенно нуждается в добром и разумном участии человека. Видеть, как умирают деревья,— это горько и больно. Но даже это трагическое и неизбежное явление можно преобразовать, повернуть иной гранью, заставить светиться иным светом, приносящим людям радость.

Примером своеобразного ансамбля деревянных скульптур является дорога Чюрлениса у шоссе Меркине — Друскининкай в Литве. Все та же тема умершего дерева и бессмертия искусства воплощена народными умельцами в серии столбов-скульптур и деревянных композиций, отмечающих наиболее интересные места на шоссе—повороты, водоемы, холмы. В скульптурах отражены сюжеты произведений Чюрлениса и разносторонность его дарования как художника и композитора.

 скульптура древний мир



От: MarkA,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы: