Понятия скульптура в пленэре, парковая скульптура вызывают прежде всего ассоциации с известными дворцово-парковыми комплексами. Там скульптура — произведение пластического искусства и неотъемлемый элемент архитектурного ансамбля,
Сегодня пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мрамора и бронзы, абстрактные композиции из керамики и металла, функциональная игровая скульптура, почти природные формы из дерева и камня.
Какова же взаимообусловленность скульптуры и ландшафтной среды? Не затрагивая здесь проблем монументальной скульптуры (памятники, мемориальные ансамбли и т, п.), решение которых диктуется как спецификой архитектурно-ландшафтной ситуации, так и более сложными градостроительными задачами и закономерностями формирования пространства, авторы стремились выявить ту область ландшафтного дизайна, которая связана с формированием ландшафтной среды для специального показа декоративной пластики — устройством садов скульптуры, музеев скульптуры под открытым небом; композиционной организацией ландшафтного пространства для отдельной парковой скульптуры; функциональной и эстетической проработкой среды для пластических элементов нового жанра — игровой скульптуры.
При решении вопроса скульптура — среда под открытым небом, как и в других случаях, где художественное творчество соприкасается с комплексными (не только изобразительными) задачами, начинают размываться границы между областями деятельности скульптора, дизайнера и ландшафтного архитектора. Возникает проблема синтеза искусств. Однако в этом плане современные публикации содержат мало примеров, где скульптура, ландшафтное искусство и архитектура были бы представлены как равноправные в формировании фрагментов среды, окружающей человека.
Взаимодействие искусств
Ценно, когда выдвигаемые положения можно подтвердить высказываниями известных специалистов. Например, проф. Г. П. Степанов в книге Взаимодействие искусств пишет, что, сады и парки — это наиболее характерные открытые пространства, где ярко проявляются богатые выразительные возможности взаимодействия природы и произведений монументально-декоративного искусства. Великолепные ансамбли природы и скульптуры являют собой исторические парки Версаля, Архангельского, Петродворца. Наглядный пример классической расстановки скульптуры — Летний сад в Ленинграде, где на сравнительно небольшой территории (11 га) создан один из шедевров мирового садово-паркового искусства. Разномасштабная, но близкая по стилю и материалу скульптура расставлена согласно четкому ритму движения человека по аллеям и дорожкам парка.
UP |