Природное в малых архитектурных формах можно передать или опосредованно, путем художественной стилизации, или прямым копированием, подражанием. Элементы предметно-пространственной среды могут быть построены по законам бионики, содержать бионические мотивы либо быть взятыми прямо из природы и лишь подправленными архитектором, дизайнером, художником.
В архитектурной практике создания малых форм и элементов внешнего благоустройства наметились два направления: 1) ориентация на индустриализацию работ и использование новых строительных материалов (сборные бетонные элементы, пластмасса, оргстекло и др.); 2) создание малых архитектурных форм индивидуального изготовления из традиционных строительных материалов (дерево, камень, монолитный бетон).
Первое направление — это широкая стандартизация и типизация малых архитектурных форм, отвечающие темпам современного градостроительства. Наиболее рациональной при этом можно считать унификацию не законченных изделий, а отдельных элементов, комбинационная сборка которых дает разнообразные малые архитектурные формы и их функциональные и композиционные сочетания, а следовательно, расширяет возможности приспособляемости к среде.
Основы проектирования
Основой проектирования должно стать создание максимального количества типов готовых изделий из минимального числа элементов, с помощью которых можно получить не только отдельные новые малые формы, но и комплекты оборудования для различных градостроительных ситуаций, сохраняя принцип стандартизации как главное условие индустриального производства.
В эстетическом плане острой проблемой является разумное соотношение стандартного и индивидуального. Важно не допустить превращения уникальных вещей в банальные.
Соотношение элементов массового и индивидуального изготовления в тех или иных частях города зависит от профиля последнего, величины, традиций (город-новостройка или исторически сложившийся) и в каждом случае определяется конкретно. Доведенные по форме и функции до дизайнерского совершенства типовые элементы порой более безобидны по отношению к среде, чем бесконтрольно тиражируемые оригинальные произведения. Это касается не только малых форм, но и скульптур в ландшафте.
Примером того, как уникальный элемент благоустройства стал банальным, является скамья в сквере на площади Якуба Коласа в Минске. Сквер был реконструирован при открытии памятника поэту. Учитывая размещение сквера между насыщенными транспортом городскими магистралями и активные пешеходные потоки (в зоне сквера расположены входы в разветвленный подземный переход), авторы проекта укрупнили масштаб планировочного решения и архитектурно-ландшафтных деталей. По специальному проекту было выполнено оборудование и благоустройство сквера — урны, скамьи, гранитные бордюры террас и подпорные стенки. Скамьи сделаны из темных крупных деревянных брусьев по мотивам народной белорусской скамьи — лавы. Эта лава была одной из авторских находок. Однако позже ее стали применять в других местах города. Сегодня такую уникальную в своем роде скамью широко тиражированной можно увидеть и во дворе жилого дома, и на транспортной остановке. Причем нередко уже не цвета естественного дерева, а покрашенной масляной краской в ядовитый синий или зеленый цвет.
Стандартные цветочницы или торшеры
Обратный пример (также нежелательный)—однотипные стандартные цветочницы или торшеры уличного освещения устанавливаются и в заповедной культурно-исторической зоне, и в районах новой застройки, и на магистралях. Дифференцированный подход к оборудованию открытых пространств возможен на основе системной дизайн-программы, учитывающей социальные, градостроительные, культурные предпосылки.
UP |