В далеком прошлом в круг творческих интересов архитекторов входили не только планировка городов и проектирование зданий, но и создание разнообразных деталей — уличных фонарей, рекламы и т, п, В процессе усложнения задач по пространственной организации среды обитания человека расширялась область деятельности архитектора и происходила более узкая специализация, выделение специфических областей профессионального творчества.
Формирование предметно-пространственной среды города
Самостоятельной сферой стало создание малых архитектурных форм. Однако до тех пор, пока дизайнеры не обратились к городской среде, архитекторы продолжали проектировать и садово-парковую мебель, и осветительную арматуру, и павильоны, и вазы для цветов, и игровое оборудование.
До настоящего времени идет полемика о сферах влияния дизайна и архитектуры в формировании предметно-пространственной среды города. Однако опыт подтверждает, что плодотворно не разделение областей деятельности, а активное творческое сотрудничество архитекторов и дизайнеров. Поэтому авторы не стремились представить малые архитектурные формы в качестве объектов только ландшафтного дизайна. Выявлялись ландшафтные предпосылки развития методики проектирования малых форм, определялась их роль в организации различных по функции и градостроительной значимости пространств под открытым небом. Малые архитектурные формы рассматриваются как составляющие естественных и преобразованных ландшафтов.
Детали благоустройства, связанные с природными формами, уже анализировались. Это устройства, необходимые для растений (трельяжи, перголы и др.); элементы водных устройств и эффектов, рельефа (пандусы, лестницы, подпорные стенки, покрытия).
Остановимся на малых формах — оборудовании, которое создается для специфической ландшафтной обстановки (либо близкой к естественной в лесопарках и зонах отдыха, либо типа небольших открытых пространств в гуще городской застройки). Сюда относится садовая мебель, оборудование игровых и хозяйственных площадок. Этот перечень можно было бы дополнить другими объектами творчества и архитектора, и дизайнера. Однако важен не тип оборудования, а качество его связей в системе объект — среда.
UP |