Опубликовано: Октябрь 16, 2014

Парковое искусство (разведение садов и парков, их украшение)

«ВСЕ В САД! ПРО БОТАНИКУ — НИ СЛОВА!»


В рамках нашей рубрики по истории искусства хотелось бы обратиться к очень интересной теме - сложению и бытованию паркового искусства. Звучит замысловато, но на деле оказывается, что речь пойдет о простом разведении садов и парков, их украшению и получению от этого удовольствия. Это станет еще более актуальным, когда вы в очередной раз приедете на дачу и окинете ее взыскательным взглядом человека, прочитавшего эту статью, и решите что-то переделать в своей вотчине.

В настоящее время, несмотря на преобладающую роль промышленного прогресса, возрастает интерес к новым технологиям, приемам и методам обустройства окружающего человека пространства. Не только развивается техника, но и способы отдыха от нее - а именно, уделяется большое внимание созданию благоприятных условий жизнедеятельности человека - уюту, комфорту и гармонии. Где, как не на лоне природы отдыхать от шума и суеты будничной столичной жизни? Только вот эстетику и романтику забывать там тоже не стоит. Мы привыкли к незатейливо обставленному дачному домику со старой мебелью соседа по площадке, не знающим синтетики советским шторам из бабушкиной гостиной, к покосившейся единственной деревянной лавочке и бескрайним просторам грядок....пора менять привычки и заняться своей летней резиденцией!



Итак, приступим к истории вопроса и рассмотрению вариантов обустройства Вашего сада. Истоки классических садовых стилей уходят в глубь веков Одним из самых древних и известных рукотворных садов являются вавилонские «сады Семирамиды», созданные в IX в. до н.э. Кстати, именно этот шедевр входит в состав знаменитых «Семи чудес света». В целом, не стряхивая мохнатых слоев пыли с истории древнего мира, скажем, что дошедшие до нас только по описаниям принципы устройства садов в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Египте легли в основу будущей европейской парковой культуры.

Яркой вспышкой в развитии садово-паркового искусства ознаменован XVII век - время господства стиля классицизм с его четкой ордерной системой, приверженности к простым формам и регулярности плана. Примером использования этих композиционных правил стал грандиозный ансамбль Версаля Помпезная роскошь его дворцов подчеркивается строгостью и симметрией своего сада. Архитектором этой волшебной феерии ландшафтного дизайна является Ленотр. Особенности устройства подобных парков - это жесткий порядок. Прямые широкие аллеи, пересекающиеся под прямым углом, строгие боскеты, стриженные деревья и кустарники, врезанные в партерные газоны геометрической формы бассейны с фонтанами. Эту строгость и лаконичность разбавляло лишь обилие позолоченных скульптур и водных каскадов, подчеркивающих царивший повсюду пафос и королевский шик. Тип такого парка получил название «регулярного» или «французского».

В России же мода на подобное оформление своих усадеб пришла только в XVIII веке. Неуступающий по своей грандиозности дворцово-парковый ансамбль Петергофа соединяет в себе черты строгости и пышности одновременно. Парки, находящиеся на разных уровнях, соседствуют здесь с незнакомым для французов широким славянским размахом в создании многочисленных фонтанов и с далеким от скупости украшением их золотыми скульптурами.

В противовес регулярному типу парка, в Англии были изобретены принципы пейзажного парка. Для него характерны извилистые дорожки, отсутствие симметрии и, вообще, плана, нарушающего целостность расположения растительности. Его идея заключается в нерукотворности, естественности расположения аллей, природных водоемов, неярких цветов в оформлении сада. Близость к природным формам сохраняется и в украшении сада различными скульптурами, беседками, перголами и арками (малые архитектурные формы). Все стремится к единению природы и человека, созданию беспрерывного пространства гармонии всего органического.

В России примером подобного парка является один из пригородов Петербурга - дворцово-парковый комплекс «Ораниенбаум», созданный во второй половине XVIII века. Название этой царской резиденции переводится как «апельсиновое дерево». Сочетание декоративности и утилитарности симптоматично для русских. Помимо красоты и великолепия окружающего, сильное крестьянское начало не позволяет забыть нам об урожайности предприятия. Тем не менее, пейзажный парк Ораниенбаума, где каменные резные скамейки, скульптуры из мрамора и ажурные тени от вековых деревьев, изумительно передают флер екатерининского века, а главное строение комплекса Китайский дворец отражают эстетические вкусы его владелицы.

Модный в ту пору стиль «Шинуазри», переводящийся как «китайщина", обрел благодатную почву в России и нашел себе практический выход в ряде императорских сооружений. Кстати, в отличие от русских садов, где дом располагается всегда в центре участка, в китайской культуре - наоборот, вокруг сада, парка, пруда организуется жилое пространство. Китайские сады подразделяются на чайные, каменные (сухие), сады при императорских гробницах, пейзажные сады, и домашние. Но их главной особенностью является созерцание, сосредоточенность на внутреннем мире человека, погружение в природу и сущность явлений мироздания. Близость к природе и к гармонии естественных форм помогает найти душевный покой и обрести равновесие. Забота о своем физическом здоровье, любовь ко всему натуральному и способствующему релаксации сейчас находится на пике популярности и является кредо компании «Литое». Данная архитектурно-скульптурная группа, название которой переводится как «камень», занимается созданием различных видов оформления парков, садов и помещений. Основным материалом для изготовления своих шедевров «Литое» использует искусственный камень в сочетании с природными материалами. Возвращаясь к теме статьи, напомним, что о расположении камня в саду существуют различные философские учения: утверждают, что созерцание камня в саду лучше позволяет понять себя, отвлечься от суеты, снять напряжение. Этого ли не хватает современному человеку, лишенного тесного общения с природой? Причудливая композиция из камней около пруда или водоема прекрасно дополнит отдых в их завораживающей атмосфере. Недаром еще в Древнем Египте существовало искусство водоемов, искусно оформленных по воле фараона.

Пусть царская привычка - разбивать парки, устраивать целые садовые комплексы и усадьбы - станет и Вашей! Что выберете Вы? - скромный японский садик, шумные водопады Ниагары, помпезную роскошь Версаля или русскую забаву - фонтаны- шутихи? Фантазия - за Вами, красота и эстетика - за «Литосом»! Имитация различных стилей, использование современных технологий и природных материалов превратит ваш сад в настоящий музей-заповедник. Кто знает, может, адрес вашей летней резиденции будут указывать в путеводителях по достопримечательностям России?

Маргарита Чижмак

«Строительство и Бизнес» № 7 ( 95 )   



От: DolgovaO,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы: