Опубликовано: Сентябрь 18, 2010

Игровая скульптура

Сегодня пленэрная скульптура не только декоративна, но и функциональна. Например, широко распространена игровая скульптура, сочетающая декоративность и утилитарность.

   Игровая скульптура — это прежде всего снаряд для лазания, прыжков и т. п. Так считает предложивший ее шведский скульптор М. Нильсон. Игровая скульптура выполняет также композиционную роль в организации пространства жилых дворов, участков школ и детских дошкольных учреждений. Например, бетонные игровые скульптуры в одном из микрорайонов Праги со стандартными зданиями и регулярной планировкой стали своеобразными визитными карточками открытых пространств отдельных групп жилых домов.

Игровые скульптуры часто изображают животных. Анималистические мотивы органичны для ландшафта, но в них таится опасность чрезмерной натурализации. Конкретность формы опасна ив другом плане — она вступает в противоречие с основной функцией — игровой. Некоторая условность, абстрактность игровой скульптуры вполне оправдана. Оборудование детской площадки должно стимулировать фантазию ребят, а не фиксировать внимание на определенном образе. Считают, что попытки приделывать к бумам, горкам, качелям изображения петуха, слона, жирафа не расширяют, а ограничивают возможности детского оборудования.



В свое время привлек внимание эксперимент художественного решения оборудования детского городка близ Геленджика, В скульптурных формах (А. Бурганов, А. Красулин при участии В, Белобородова) выявлено предметное начало (снаряды для подвижных игр), масштаб ребенка, поставлена задача композиционной организации пространства. Это позволило воспринимать группу разнородных функциональных скульптур как единое целое. Удачны были и отдельные элементы: тигры-бумы для лазания, скамья-кот, декоративные стенки-кони. Основной материал — бетон с использованием дерева, естественного камня, металла, морской гальки, цветных смол.

Крепости и сказочные города

   Сравнительно недавно вошло в моду устройство на детских площадках крепостей и сказочных городов. Есть своеобразные решения. Однако бесконечная эксплуатация одного и того же сказочного приема, многократные заимствования и подражания, как правило, приводят к девальвации,— считает архит, Н. Андрущенко и приводит пример нового подхода к оформлению участков дошкольных учреждений в жилом массиве Виноградарь в Киеве З. Архитектор Э. Бильский совместно с художниками А. Миловзоровым, Л. Муравьевой и В. Штраух предложили прежде всего приблизить произведения искусства, предназначенные для украшения детских садов, к самим детям, дать возможность дотошным маленьким зрителям удовлетворить свою природную любознательность не только с помощью глаз, но и рук. Это достигнуто заменой традиционных плоских декоративных изображений на фасадах объемными скульптурными композициями. И хотя, по нашему мнению, один художественный прием не исключает другого, этот пример безусловно заслуживает внимания. В нем художественное начало доминирует над аттракционным. Включение художественно выполненных скульптур в детские игровые комплексы необходимо для эстетического воспитания детей и расширения их представлений об окружающем предметном мире.

В то же время следует отметить, что киевский эксперимент был бы намного интереснее, если бы авторы обратили внимание также на художественную проработку окружения, элементов благоустройства. На грубых безликих бетонных плитах скульптуры воспринимаются неорганично. Много выиграла бы, например, композиция Белоснежка и семь гномов или Куриная семья, если бы комплексно было продумано и архитектурно-ландшафтное решение плоскости земли.



От: MarkA,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы: